sart27: (Default)
[personal profile] sart27
Закидайте меня тапочками, но я не представляю себе Красную площадь без Мавзолея. (Мавзолей без мумии - давно пора, но сейчас говорю только об архитектуре, о пространственном решении площади). Под катом - небольшой кусок из давней моей статьи  - предельно популярной - о культовых советских зданиях. 
Картинка 7 из 93

Гробница Кира Великого в Пасаргадах, первого монарха в мире, основателя Персидской империи.

 

 Первым опытом культового зодчества стал в 1924 году деревянный Мавзолей на главной площади страны. Изготовленный в рекордно короткие сроки растерянным Щусевым, он  имел в своей основе гробницу Кира Великого (IV в. до Р.Х.; памятник сохранился на территории нынешнего Ирана и до сих пор считается там святыней), и ступенчатые шумерские зиккураты. Замененный на мраморный, ленинский Мавзолей все равно сохраняет родовые черты сходства с последним пристанищем легендарного царя персов, покорителя Вавилона, победителя богатейшего лидийского правителя Креза.

Синкретический проект Дворца Советов, составленный, как жених в Гоголевской пьесе, из фрагментов зданий разных архитекторов, возможно и был постепенно сконструирован в угоду Сталину во много раз увеличенную копию гробницы царя Мавзола (Мавсола) в Галикарнасе. Это исполинское надгробие (современники считали его самым большим строением), одновременно напоминавшее и греческий храм, и египетскую пирамиду, входило в число семи чудес света; отсюда же происходит известное на всех языках слово «мавзолей». Не будем приводить параметры усыпальницы – после сталинской гигантомании они уже кажутся вполне скромными и не впечатляют современного человека. Скажем только, что статуя Мавзола была всего-навсего три метра…

 … Вдова Мавзола, заказавшая греческим зодчим памятник, умерла, не дождавшись окончания постройки: супруги были погребены вместе, и потому две фигуры вместо одной стоят на колеснице – на головокружительной высоте, под облаками - над всей греческой ойкуменой, над всем античным миром.
Видимо, Сталин, внезапно затормозивший постройку Дворца Советов, тоже рассчитывал на то, что после его смерти купол будут венчать две статуи - так же как и Мавзолей превратится в двойную усыпальницу.  

Косвенное подтверждение тому, что Сталин видел рисунки реконструкции этого несохранившегося «чуда света» (а причислено к таковым оно было именно за свои размеры), можно найти в характере переделок первоначального проекта Дворца. Б. Иофан или сам догадался, или ему подсказали направление «улучшения» Дворца, но изменения все шли в сторону сближения «коммунистического чуда света» с древним образцом: фриз с голыми(!) физкультурниками на том месте, где на гробнице Мавзола – барельеф с изображением войны греков с амазонками, увеличение количества статуй по периметру в нишах (в проекте, переработанном в годы войны, добавлялся пояс из 15-метровых скульптур в нишах между пилонами на высоте 100 метров), - все это усиливало и подчеркивало сходство с легендарным памятником князю Мавзолу. Отметим особо: памятником чужаку, варвару, малоазийскому – восточному - князю, правившему греками…  М.Л.Гаспаров: "Сооружение было высотой с десятиэтажный дом: наверху, над усыпальницей, стояла гигантская статуя Мавзола с его негреческим, безбородым и усатым лицом. Сто лет назад греки ужаснулись бы такой постройке для варварского князя, в которой Греция смешалась с Востоком. Теперь ею восторгались."

 

 

Date: 2011-01-21 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitrij-sergeev.livejournal.com
Не буду закидывать. Мавзолей - может быть воообще единственное, что имеет безусловный смысл сохранять от сталинской архитектуры. И самое первое хронологически. Может, потому он таким и получился.
Я даже за то, чтобы мумию оставить. Она заслужила.

Date: 2011-01-21 03:53 pm (UTC)
From: [identity profile] sart27.livejournal.com
Мумию можно в исторический музей перенести, такое хорошее выставочное помещение жалко для одного экспоната использовать.

Date: 2011-01-21 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitrij-sergeev.livejournal.com
Ну почему же жалко? Это ж не чья-то мумия, а все-таки великого вождя. Кроме того, она уже давно предмет обстановки. Будет не так аутентично. Можно даже первоначальный саркофаг, спроектированный Мельниковым, восстановить.
Кроме того, туда можно еще советких мощей натащить, что не скучно было. Чтоб было как подвалах монастыря в Палермо, где сушеных монахов складировали.

Наконец, его можно поставить в углу у входа с серебоянным подносом в лапах.

Date: 2011-01-21 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] domohozjayka.livejournal.com
Мумия сама по себе заслужить уже ничего не может. Но, поскольку в любой религии мира не предать тело ни одной стихии - самое страшное, что можно сделать для души умершего, полагаю, что Владимир Ильич Ульянов своими деяниями именно такого и заслужил.

Date: 2011-01-21 07:41 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitrij-sergeev.livejournal.com
Ильич-то заслужил, сомнений нет.
Но и мумия, как долгоиграющий предмет обстановки тоже заслужила. Без нее будет пусто.Как шкатулка с сюрпризом, из которой убрали сюрприз.

Date: 2011-01-21 11:21 pm (UTC)
From: [identity profile] ahcalam.livejournal.com
А ведь он стилизация, нет?

Date: 2011-01-21 11:27 pm (UTC)
From: [identity profile] ahcalam.livejournal.com
Да, нет, это не стилизация, это грамотное отношение к наследию, но не гениальное, по-моему. /Это можно снести. Но нельзя потому, что уже история. И хорошее произведение.

Date: 2011-01-21 11:51 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitrij-sergeev.livejournal.com
Не, не думаю, что стилизация. Во всяком случае, не каменный мавзолей. Во всяком случе, не явно. Но и не уверен, что там какое-то отношение к наследию вообще имеется. Хотя Щусев чего только не перебирал. Один из первых вариантов вообще должен был быть постаментом под пучок высоких колонн.
Процесс проектирования всех стадий абсолютно загадочен, поэтому сказать как и под воздействием чего такое вообще возникло - невозможно, по-моему.

Там кстати, еще конкурс был, года 25-го, очень смешной. И практически совершенно неизвестный. И ни на что не появлиявший. Видимо, Сталин Щусева сам назначил в авторы третьего мавзолея.

(no subject)

From: [identity profile] ahcalam.livejournal.com - Date: 2011-01-21 11:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dmitrij-sergeev.livejournal.com - Date: 2011-01-22 12:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ahcalam.livejournal.com - Date: 2011-01-22 12:10 am (UTC) - Expand

Date: 2011-01-21 04:03 pm (UTC)
From: [identity profile] ahcalam.livejournal.com
А пространство чище без него, по-моему. Мы привыкли, и так неплохо. И он мне тоже нравится. Но без него было б лучше.

Date: 2011-01-21 04:11 pm (UTC)
From: [identity profile] sart27.livejournal.com
М.б., вам как специалисту виднее. Мне же кажется, что там такой разнобой стилей по периметру, что без этой стягивающей все воедино точки все посыпется...

Date: 2011-01-21 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] ahcalam.livejournal.com
Да, нет, он мал слишком, чтоб уж всё воедино стянуть. А разнобоя стилевого он только добавляет. И дробит площадь тоже, делит её, делает меньше. Мне нравится длинный вид вдоль стены в сторону реки, он ему горизонт перекрывает.

Date: 2011-01-21 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] galea-galley.livejournal.com
Не так уж и длинна наша история, но столько в ней безвозвратно разрушенного. И все разрушения совершались по благим мотивам. Сожгли Александрийскую библиотеку. Растащили на строительство крепости камни из усыпальницы Мавзола. Продали заезжим торговцам-евреям на утилизацию остатки поверженного Колосса Родосского. Жгли книги, а заодно и их авторов. Расстреливали из гранатометов и пушек безмолвные статуи Будды в Афганистане.Один вопрос: зачем? Зачем даже сам вопрос ставить - снести Мавзолей, убрать "мумию"? Не нами поставлено. Не нам и сносить. Никто не заставляет, поднимаясь к Акрополю, молиться греческим богам. Никто не заставит молиться призраку коммунизма, стоя перед Мавзолеем. Ну когда же мы победим в себе инстинкты разрушения?

Date: 2011-01-21 10:23 pm (UTC)
From: [identity profile] sart27.livejournal.com
По христианским обычаям (а Ульянов был крещенным), прах надо предавать земле. И завещание его было - похоронить на Волковом рядом с матерью, там большой скульптурный комплекс, места много. Но я сейчас не об этом, а именно о варварстве разрушений и нелепости вопроса сноса Мавзолея - не я этот вопрос сейчас поставила)).

Date: 2011-01-21 10:44 pm (UTC)
From: [identity profile] galea-galley.livejournal.com
Ленин и "христианские обычаи" - две вещи несовместные. Да и время ли толковать сейчас чужие завещания. В них мы найдем не только пожелание о месте похорон - но и многие другие пожелания. Зачем же нам выбирать одно и игнорировать другое.
Я с Вами согласен. Разрушение - варварство.
Римляне разрушили Иерусалим и снесли храм Соломона. А на входе в город поставили памятник свинье. Не будем же мы им уподобляться.

(no subject)

From: [identity profile] sart27.livejournal.com - Date: 2011-01-21 10:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dmitrij-sergeev.livejournal.com - Date: 2011-01-22 12:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sart27.livejournal.com - Date: 2011-01-22 04:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dmitrij-sergeev.livejournal.com - Date: 2011-01-22 09:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sart27.livejournal.com - Date: 2011-01-22 09:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dmitrij-sergeev.livejournal.com - Date: 2011-01-22 10:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sart27.livejournal.com - Date: 2011-01-22 10:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dmitrij-sergeev.livejournal.com - Date: 2011-01-22 10:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sart27.livejournal.com - Date: 2011-01-22 11:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dmitrij-sergeev.livejournal.com - Date: 2011-01-22 11:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sart27.livejournal.com - Date: 2011-01-22 11:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dmitrij-sergeev.livejournal.com - Date: 2011-01-22 10:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dmitrij-sergeev.livejournal.com - Date: 2011-01-22 10:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] galea-galley.livejournal.com - Date: 2011-01-22 07:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sart27.livejournal.com - Date: 2011-01-22 07:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] galea-galley.livejournal.com - Date: 2011-01-22 09:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sart27.livejournal.com - Date: 2011-01-22 09:59 am (UTC) - Expand

Date: 2011-01-21 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] actapublica.livejournal.com
Если бы столицу перенесли, то тут даже двух мнений быть не может. Архитектура Мавзолея прекрасна. Можно даже слово "ЛЕНИН" оставить. Для аутентичности.
(deleted comment)

Date: 2011-01-21 07:48 pm (UTC)
From: [identity profile] sart27.livejournal.com
Феликс, я помню твои рассуждения, и применительно к Булгакову - очень остроумные. Но вот тут специально наверху картинку повесила - гробница Кира. Мне кажется, она говорит сама за себя))

Date: 2011-01-21 07:52 pm (UTC)
From: [identity profile] sart27.livejournal.com
И перечти внимательно - я о гробнице Мавсола упоминаю только в связи с идеей Дворца советов - статуями на крыше, никак ни с мавзолеем на Красной площади.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] sart27.livejournal.com - Date: 2011-01-22 04:20 am (UTC) - Expand

Date: 2011-01-21 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitrij-sergeev.livejournal.com
"Проект ленинского мавзолея разрабатывался тогда, когда воспевалось все вавилонское, когда пропагандировалось новое вавилонское столпотворение (буквально - воздвижение столпа)"

...............................
Ну, обстоятелства проектирования и второго, деревянного мавзолея 1924 г, и третьего каменного 1929 г., настолько таниственны (то есть неизвестны), что говорить с уверенностью о его "вавилонских" корнях или использовании прямых ассоциаций, думаю не приходится. Проект утверждался, надо полагать, Сталиным (на Политбюро или лично), и в первом, и во втором случае.

Сам Щусев писал, что проект (второго мавзолея) представляет сорбой нечто вроде усеченной пирамиды, вверх которой приподнят на ножках как крышка гроба.

Никакой динамики ("столпотворения") там нет. И толпы не предусмотрены. Функционально, это статичная трибуна для приветствий строго организованных демонстраций.

(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] dmitrij-sergeev.livejournal.com - Date: 2011-01-22 09:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sart27.livejournal.com - Date: 2011-01-22 09:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dmitrij-sergeev.livejournal.com - Date: 2011-01-22 09:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sart27.livejournal.com - Date: 2011-01-22 09:53 am (UTC) - Expand

Date: 2011-01-21 09:28 pm (UTC)
From: [identity profile] gornyj.livejournal.com
Познавательно очень.
Ссылочку на статью можно?
Спасибо.

Date: 2011-01-21 09:36 pm (UTC)
From: [identity profile] sart27.livejournal.com
Если вы спрашиваете о ссылке на журнал ("Интеллектальное зодчество"),то в сети его нет, поэтому я и дала фрагмент текста под катом.

(no subject)

From: [identity profile] gornyj.livejournal.com - Date: 2011-01-21 09:41 pm (UTC) - Expand

Off Top Архивное

From: [identity profile] gornyj.livejournal.com - Date: 2011-01-22 12:05 am (UTC) - Expand

Re: Off Top Архивное

From: [identity profile] sart27.livejournal.com - Date: 2011-01-22 07:43 am (UTC) - Expand

Date: 2011-01-22 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] ne-goya.livejournal.com
С мумии можно сделать силиконовый слепок и оставить все почти как есть.

Date: 2011-01-22 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] sart27.livejournal.com
наивный человек, она итак давно силиконовая процентов на 90...

(no subject)

From: [identity profile] ne-goya.livejournal.com - Date: 2011-01-22 03:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sart27.livejournal.com - Date: 2011-01-22 03:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ne-goya.livejournal.com - Date: 2011-01-22 03:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sart27.livejournal.com - Date: 2011-01-22 03:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ne-goya.livejournal.com - Date: 2011-01-22 03:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sart27.livejournal.com - Date: 2011-01-22 03:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ne-goya.livejournal.com - Date: 2011-01-22 03:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sart27.livejournal.com - Date: 2011-01-22 03:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ne-goya.livejournal.com - Date: 2011-01-22 04:37 pm (UTC) - Expand

Profile

sart27: (Default)
sart27

July 2015

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
1920 2122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 20th, 2026 04:25 am
Powered by Dreamwidth Studios