sart27: (Default)
[personal profile] sart27

 

… антологии… антологии…  По своей малограмотности слышала в этом слове этимологическое Logos, пока не узнала, что это  просто цветочки. Столько кошниц с незабудками и чертополохом, что с меня, пожалуй, хватит. 


 

Первая антология, «Русская поэзия Серебряного века» -  первая любовь. Готовили долго и трепетно, всем отделом  Института мировой литературы, на заре всех свобод, хотя вышел толстый том только в 1993.

Пафосное и наивное время;  «время собирать камни», о чем непрерывно тогда вещали со всех трибун. Вот мы и собирали, хотя не все эти камни на поверку оказались сапгирами и рубинштейнами.  Предыдущей книгой такого рода в России был Ежов и Шамурин, так что нам пришлось, как говорится, «готовить на сливочном масле», опираясь на архивы и редкие издания. От самого списка и количества включенных в него имен голова кружилась. Все тайные адюльтеры коллег, наконец можно было официально оформить и придать огласке (Ходасевич, Кузмин, Гумилев, Клюев – да собственно, все модернисты). Полсотни имен вообще повисло в воздухе. Их мы поделили пополам с МЛГ.  Михаил Леонович знал все и обо всех поэтах,  а я толком – ничего и ни о ком. Ergo:  нам было все равно, кем заниматься, -  лишь бы книга вышла.

Только на Горького с его восхитительными стишками не нашлось желающего. Пикантность ситуации заключалась в том, что Институт мировой литературы – имени Горького. Перед домом – памятник буревестнику русской революции, внутри дома за семью  печатями хранится архив,  в чердачных помещениях  корпит "горьковская группа" над собр. соч. классика. (Его особняк, музей-квартира  у Никитских  ворот – тоже филиал ИМЛИ). Да и наш сектор назывался «Изучения Горького и литературы начала ХХ в.»  Все-таки, какие люди были чудесные в этом отделе. При первой возможности переметнулись в "и".

И вот М.Л.  в Ленинке читает стопудовые вирши Ивана Рукавишникова, а я – Дмитрия Цензора, но в Химках, в газетном зале. (Кто  помнит, поймет:  москвичам легче было добраться до Фонтанки).

  «Черта оседлости» Цензора объяснялась полной невостребованностью . В библиотеку я всегда  захватывала ножик для разрезания бумаг, насущная оказалась вещица.

    Поэтам самым скромным отводилось в антологии две странички.  Месяц читаю -  не набирается. Два десятка  сборников,  журналы, потом уже газеты… (Несчастнее меня был, наверное, только Аркадий Блюмбаум, обрабатывавший в музее Ахматовой архив Цензора, настолько богатый, что в нем сохранялся даже анализ мочи). О, чудо, обрела  жемчужное зерно: стишок о нищих;  где-то на задворках - видимо, автор его сам не ценил.  «Кривошей, Горбатый и Хромой…»

На обсуждении в отделе (каждая подборка обсуждалась!) МЛ твердо сказал, что у
«обильного

графомана» он  выбрал небольшой фрагмент поэмы, а читать заново 6 стихотворных томов из 15 в собр. соч.   не будет, - бесполезно.  Вдохновленная примером, я попробовала применить тот же маневр. Один стишок – хороший, второй – типичный,  и по теме для поэта важный (еврейский вопрос, черта оседлости),  а третий – ….легче самой написать. Не тут-то было! Весовые категории с М.Л. разные. Подавай им третий стих, и все тут. По окончании дебатов, МЛГ подошел ко мне, вконец расстроенной, и протянул старую книжку, переплетенную в ивановский ситец.

- Я это предвидел. Дмитрий Цензор везде равен самому себе. Нужно добавить что-нибудь о Петербурге.

 – Да у него половина стихов – сотни - о Петербурге, только ни одного стоящего нет.

 Удовлетворенно кивает головой.

- Откройте наугад.

Зажмурившись, открываю и тыкаю пальцем.

- Вот и хорошо. Включаем стихотворение «Петербургские сумерки».

Так была подарена  счастливая посмертная судьба этому ничем не примечательному тексту. Стихотворение «Петербургские сумерки» включалось  потом во все возможные антологии, именно ему отдавали предпочтения составители. (Не говорю уже о сборнике «Петербург в русской поэзии» - там сам бог велел, но остальные почему  воруют именно этот? И он единственный  представляет поэта).  Для меня же  стишок стал лакмусовой бумажкой, тестом на качество. Увидев на прилавке очередную антологию Серебряного века, открываю нужную страницу… и  спокойно закрываю. Халтура.  Читать и покупать не стоит - разумная экономия времени и денег.

P.S.  А подаренный тогда на память сборник – Дмитрiй Цензоръ. Легенда будней. Издание Аркадия Аверченко. С.П.Б., 1914,  с щедрой надписью М.Л.Г., случайно попался сегодня в руки, когда искала совсем другую книгу. Действительно получилось, что на  память.

Обложка в ма-а-аленький такой, блеклый  цветочек.

 

 

Date: 2007-11-30 07:38 pm (UTC)
From: [identity profile] m-bezrodnyj.livejournal.com
Замечательная история!

Впрочем, у Вас К. Р. тоже немногословен. Знали, что Муратов однотомник для Северо-Запада готовит?

Date: 2007-11-30 08:11 pm (UTC)
From: [identity profile] sart27.livejournal.com
Не знала, спасибо. Исполать ему. А в каком смысле - К.Р. немногословен? Он и написал не в пример меньше. Стихов, имею ввиду. Не 90 т. дневников... Впрочем, в LJ мы эту норму за год выполняем.
Простите, ушла с Вашего марафона после Корнеций Цитат, лучше уже не скажут.

Date: 2007-11-30 08:21 pm (UTC)
From: [identity profile] m-bezrodnyj.livejournal.com
Я имел в виду, что он у Вас в антологии тоже тремя стишками представлен, как и Цензор. Я не в обиде (Каэра не любитель), просто думал, что за этим тоже какая-то история кроется. А Химки ужасны? В московских б-ках и архивах я работал с 1975 по 1996, но в Химках ни разу не был.

Date: 2007-11-30 08:51 pm (UTC)
From: [identity profile] sart27.livejournal.com
Да, я поняла. Три стишка и была норма (или - две страницы вместе с врезкой). Но я-то первоначально включила только два... "Пб сумерки" появились "до кучи", случайным довеском.

Date: 2007-11-30 09:02 pm (UTC)
From: [identity profile] sart27.livejournal.com
Я Вам завидую. Коля Богомолов, когда накапливалось достаточное количество газетных необходимостей, садился на поезд и ехал в Ленинград. Там в набитом автобусе было пилить от конечной станции метро - час, и час автобуса ждать. Если приехал, то уж на весь день, а буфета нет. На входе обыскивают, чтобы ничего съестного не пронес. Вокруг - пустота (за чертой Москвы), не выйдешь. Никакого буфета нет, а на последних страницах старых газет - все реклама ресторанов с подробным описанием меню. Я тогда Сергея Горного там комментировала, поймала себя на том, что в комментарии вынесла одну жратву ("и макрели, и той уже нет в натюрели"). Вот такие ужасти. Чтобы поменьше старых газет читали.

Date: 2007-11-30 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] m-bezrodnyj.livejournal.com
Садизм какой! Жене, когда она закончила огромную и преимущественно на архивном материале написанную диссертацию по истории русской антропософии, я посоветовал в предисловии перечислить те фонды, материалы которых ей не удалось использовать из-за препятствий, чинимых сотрудниками соответствующих архивов и рукописных отделов библиотек. Подумав, согласилась и перечислила. Неплохо бы вообще ввести такую традицию.
(deleted comment)

Date: 2007-11-30 10:02 pm (UTC)
From: [identity profile] sart27.livejournal.com
Разговоры с Вами спровоцировали следующий пост.

Date: 2007-12-02 09:19 am (UTC)
From: [identity profile] dina-mag.livejournal.com
Сейчас немного лучше. Маршрутки одна за одной, добираются минут за 15. И буфет есть. И вокруг уже не пустота. Моя аспирантка недавно туда переселилась, в новый, с большими и нестандартными квартирами дом. Живет через дорогу от газетного зала и ходит туда как в соседнюю булочную. Уже накопала всякие интересные материалы по Мережковскому. Я даже завидую.

Date: 2007-11-30 08:47 pm (UTC)
From: [identity profile] walentina.livejournal.com
название красивое - "Петербургские сумерки" - как не своровать)) Тем более, не все же составители тексты читают. Наверное)
***
а меня стихи МГ заинтересовали)) -
http://walentina.livejournal.com/264212.html

Date: 2007-12-02 09:21 am (UTC)
From: [identity profile] dina-mag.livejournal.com
А "Петербургские сумерки" сами сворованы у Блока. Помните? "Петербургские сумерки снежные. Взгляд на улицу, розы в дому..." Стихотворение 1914 года, начало романа с Дельмас.

Date: 2007-12-02 11:12 am (UTC)
From: [identity profile] sart27.livejournal.com
Ну конечно же, - думала, что все узнают и поймут этот пуает (воруют у вора). А у меня нечаянная радость - взяла с полки нашу антологию, чтобы уточнить количество томов в собр.соч. Рукавишникова (обычная моя небрежность - писать все по памяти, засовестилась перед М.Л.). Смотрю - а фрагмент поэмы Р-ва увеличен вдвое, ровно назначенный объем, 2 странички. Это М.Л. уже во время своего редакторства добавил, по своей доброй воле. Может быть - после истории с Цензором. Не хотел для себя никаких поблажек; это такая тонкая деликатность - увы, ушедшая вместе с ним. Знаешь, Дина - это как одобрительный кивок с того света, за то, что я 14 переправила на 15.

Date: 2007-12-02 04:27 pm (UTC)
From: [identity profile] walentina.livejournal.com
поэтому и будут воровать - Блок, как штамп ОТК)
***
А про Дельмас - мне одна питерская старушка рассказывала (ее подружка еще по театру) - забыла она к старости АБ начисто(( Помнила только - был такой поклонник среди многих...

Date: 2007-12-02 04:48 pm (UTC)
From: [identity profile] dina-mag.livejournal.com
Думаю, это старушкины домыслы. Если бы даже и захотела забыть, блоковеды и журналисты не дали б. Один А.Е. Горелов только без конца ее теребил, и Н.П. Ильин, и Л. Шилов... Кстати, от Н.П. Ильина в 1970-е годы слышала совсем иное: она ревниво читала чужие мемуары о Блоке и возмущалась: "Надька?!! (О Н.А. Павлович) Блок - к ней в окно?!! Что она врет, да он смотреть на нее не хотел!". Какой там "один из поклонников", достаточно посмотреть на дневник и записные книжки Блока, чтобы характер отношений стал понятен...

Date: 2007-12-02 05:00 pm (UTC)
From: [identity profile] walentina.livejournal.com
да?)) Ну, не знаю... Мне казалось, что старушке можно верить - она вменяемая была и без амбиций. Но не спорю, не спорю)) А в дн. и зап.кн. Блока - это все же другая Дельмас...

Date: 2007-12-02 05:52 pm (UTC)
From: [identity profile] dina-mag.livejournal.com
Допускаю и другое: старушке Дельмас говорила именно так. Если вспомнить, как развивался роман и как незавидно для Д. он закончился ("Дельмас ходит под окнами"), то по-человечески очень понятно ее желание хотя бы ретроспективно что-то изменить.

Date: 2007-12-02 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] walentina.livejournal.com
да, сочувствовала ей - когда читала эти записи... В общем, понять ее можно. А старушка довольно простодушна была, это точно)

Date: 2007-12-06 05:26 am (UTC)
From: [identity profile] arno1251.livejournal.com
Кстати говоря, однокоренное с логосом не только аналогия, но и аналой (ана + логийон).

Date: 2007-12-09 12:09 am (UTC)
From: [identity profile] ayktm.livejournal.com
с антологиями пост-серебряными сложнее...

Date: 2008-12-02 06:22 pm (UTC)
From: [identity profile] dorinem.livejournal.com
Надо же, как интересно! Спасибо, что рассказали.

Date: 2008-12-02 10:57 pm (UTC)
From: [identity profile] sart27.livejournal.com
Спасибо Вам. Спасибо, что напомнили - случайно не стерла запись.

Profile

sart27: (Default)
sart27

July 2015

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
1920 2122232425
262728293031 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 20th, 2026 06:03 am
Powered by Dreamwidth Studios